суббота, 9 апреля 2016 г.

Über die deutsche Satire.

На днях посмотрела новый выпуск немецкой сатирической передачи Die Anstalt. Они критиковали нежелание политиков вводить налоги на богатство и на наследство, а также отсутствие каких-либо достоверных статистик и исследований о том, насколько же всё-таки богаты эти богатые. С другой стороны, они критиковали (и весьма заслужено!) общепринятое мнение, что Германия беднеет из-за тех, кто получает пособие по безработице, а не из-за тех, кто отказывается расстаться с частью своих миллионов на благо общества. Очень многие в Германии возмущаются из-за беженцов, которые получают пособие в размере около 5 евро в день, но никто, почему-то, не возмущается тем фактом, что основной груз налоговой ноши ложится на плечи среднего класса, в то время как огромные предприятия не платят никаких налогов, да и их владельцы в ус не дуют. Несмотря на экономический рост, в Германии не растут зарплаты, так что все доходы от процветающей экономики приземляются в руках богатых. Кроме того, около 80% богачей в Германии разбогатели за счёт наследства, но почему-то до сих пор нет адекватного налога на этот вид "заработка".
Так вот. Мне вдруг пришло в голову написать немного о немецкой сатире, тем более, я работаю в театре-кабаре. Грех утаиваить о таких сокровищницах юмора, сатиры, критики и сарказма.
Но по порядку.

Начнём с heute-show. Это некое подобие новостного выпуска в сатирической манере, где в основном высмеиваются политики и СМИ. Я обожаю ведущего Оливера Велке. Недавно я была на выставке о прессе в нашем историческом музее, и для heute-show там выделили целый уголок, что я весьма поддерживаю. В Германии у этой программы высокий рейтинг, что, скорее всего, объясняется доступностью "далеким от образования" слоям населения (это немцы так тупых обзывают) и скорее развлекательным характером. Поэтому не стоит ожидать от этой программы глубокого анализа данных и серьёзных исследований, она просто помогает посмотреть на политику и связанные с ней события (то есть вообще все) с другой стороны и критикует субъективные СМИ.
У heute-show есть свой фанклуб на youtube, где своевременно выкладываются все новые выпуски программы. Кстати, прочитала на Википедии, что существуют даже переводы связанных с Россией выпусков на русский язык.

Переходим к extra 3. Это программа, специализирующаяся на "идиотизмах недели" (Der Irrsinn der Woche). Они простоянно находят сюжеты о смехотворных законах и предписаниях, в следствии которых возникают весьма забавные ситуации. В прочем, это только кажется забавным, ибо из-за неповоротливой немецкой бюрократии деньги налогоплательщиков зачастую тратятся на всякий бред. Также они показывают сюжеты о беспределе, который вытворяют некоторые крупные компании, пользуясь белыми пятнами в законодательстве. Ведущий Кристиан Эринг (которого я, кстати, тоже обожаю) часто играет на пианино сатирические песенки о политиках. Недавно вышла весьма провокационная песня об Эрдогане, ставшая известной в Турции и добравшаяся даже до самого президента, который, не в силах сдержать восторга, вызвал к себе немецкого посла, и, в ответ на обвинение в ограничении свободы слова, выразил своё намерение ограничить свободу слова, дабы всякая сатирическая ересь не разъедала чистые умы турецких граждан. Короче, над этой историей в extra 3 посмеялись аж дважды.
У extra 3 есть свой аккаунт на youtube, куда они выкладывают как полноценные выпуски, так и отдельные сюжеты, которыми куда удобнее делиться в соцсетях.

И наконец, моё самое любимое шоу - Die Anstalt. Это, без сомнений, самая серьёзная и качественная сатирическая программа на немецком телевидении. Она выходит примерно раз в месяц, иногда реже, и каждый выпуск целиком посвящается определенной теме. Само по себе шоу высторено в виде цельного кабаре-выступления, в котором чаще всего принимают участие приглашённые гости. Постоянных ведущих два - Макс Утхофф и Клаус фон Вагнер, и, как вы уже догадались, я их дважды обожаю. Независимо от темы выпуска, Макс Утхофф всегда представляет "сторону зла" (бюрократов, политиков, богачей, секретные службы, подкупные СМИ), а Клаус фон Вагнер - "сторону добра", то есть, он за справедливость и равенство для обделённых. Кроме того, неотъемлимым элементом каждого выпуска является презентация со статистиками и данными серьёзных исследований, посвященных теме выпуска. Таким образом, само по себе шоу является лишь смехотворной оболочкой для серьёзных тем. Лично для меня это самое тяжёлое для понимания сатирическое шоу. Проблема не только в более высоких требованиях к владению немецким языком, но и к знанию политической истории Германии.
У этой программы нет аккаунта на youtube, но все серии можно найти там по запросу "Die Anstalt".

P.S. Хочу заметить, что сатирические программы в Германии показывают на государственных каналах! Я могла бы сказать "Это вам не Россия", чего от меня по непонятной мне причине многие ожидают, но извините, не дождётесь. Я не устаю повторять, что у меня нет розовых очков. В данное время началось расследование по делу одного немецкого комика-сатирика Яна Бёмерманна, который написал весьма неприличный стишок о вышеупомянутом Реджепе Эрдогане. Мне такая "дворовая" сатира не по вкусу, и всё же я считаю, что просто смешно обвинять того, кто критикует этого диктатора, а не его самого. Как говорит Бастиан, это капитуляция свободы СМИ.

P.P.S. Для тех, кто не очень любит сатиру, а больше склоняется к серьезным передачам, которые строятся на серьёзных исследованиях и анализе, то могу ещё посоветовать Monitor. Для тех, кто не дружит с немецким языком, но интересуется политической сатирой, советую следующие англоязычные программы:
Last Week Tonight с Джоном Оливером. Я безумно обожаю его произношение и харизму, да и само шоу в виде новостной программы рассказывает о серьёзных темах, пусть и в забавной форме.
The Daily Show с Тревором Ноем. Изначально эту программу вёл Джон Стюарт, но с недавних пор у неё новый ведущий, которому плюс пункт за сексуальность, хотя она и не имеет ничего общего с темой данного поста.
Real Time with Bill Maher. Тут, как говорится, не смотрел, но одобряю. Если бы у меня было свободное время, я бы куда больше времени посвящала политическому и социальному образованию, но чего нет, того нет.

И, в завершение этого изнурительного поста, хочу задать вопрос моим дорогим читателям. Знает кто-нибудь стоящие сатирические программы отечественного производства? Я, например, не могу припомнить ни одной. Я надеюсь, что мы все понимаем, что КВН и Камеди Клаб не относятся к сатирическим программам. Таким юмором только помойки украшать.

Я, конечно, совершенно забыла рассказать про стэндап-комиков, которые выступают у нас в театре. Пожалуй, они заслуживают отдельного поста.
Всем добра и сияния чистого разума! Очень жду вашего фидбэка, который я по какой-то причине получаю везде, кроме как в комментариях к постам. Но у меня этот факт вызывает скорее гордость, чем недоумение. Типа слишком глубоки мои размышления, чтобы устраивать открытое обсуждение. Ахаха.

4 комментария:

  1. Интересная тема. Вот так вот сразу, навскидку, приходит в голову три имени - Леонид Филатов, Дмитрий Быков (точнее он в проекте "Гражданин Поэт", на постановку первой части которого мы ходили вместе в твоё 18-ти летие), и ещё Михаил Жванецкий. Я напишу подробнее позднее - на работе комп не даёт писать комментарии (ограничения и запреты...), а с телефона трудно писать и, не дай бог, слетит написанное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На восемнадцатилетие??? Это же сто лет назад было...
      Но я помню его стихи, хотя сейчас я бы их, наверное, лучше поняла, чем тогда.
      Других двух дядечек загуглю, когда будет время.

      Удалить
    2. Не сто лет назад:)
      Но ты права - с багажом знаний и жизненного опыта за несколько лет с твоего 18-ти летия, сейчас ты бы воспринимала "Гражданин Поэт" иначе.

      Удалить
    3. Разумеется. Мне вообще пора перечитать все тонны литературы по философии, которые я прочитала до своего совершеннолетия. Я сейчас почти ничего не помню.

      Удалить